Три военные хунты Западной Африки объединились, чтобы укрепить недавно сформированный альянс, который некоторые аналитики назвали попыткой узаконить своё присутствие в качестве правительства на фоне санкций, связанных с переворотом, и напряженных отношений с соседями
В ходе переговоров лидеры пообещали сотрудничать в области безопасности и политики в рамках Альянса государств Сахеля (AES), союзе, о котором три страны объявили в сентябре в качестве меры по борьбе с повстанцами в регионе. Этот регион, один из беднейших в мире, испытывает проблемы со снабжением водой. Голод, отсутствие работы и безопасности стали почвой для создания многочисленных вооружённых формирований, которые занимаются грабежом и рэкетом. Часто эти банды используют экстремистскую идеологию.
Новый альянс должен обеспечить «достижение суверенитета» для стран и их граждан, заявил генерал Чиани журналистам после встречи с лидером Мали полковником Ассими Гоитой.
«Благодаря этому альянсу народы Сахеля подтверждают, что… ничто не помешает им достичь цели сделать этот район не зоной отчуждения, а зоной процветания», — сказал Чиани.
В действительности, однако, партнерство отчасти является попыткой укрепить и легитимизировать их военные правительства, а не борьбой с экстремизмом, с которым они имеют ограниченные возможности бороться, сказал Нейт Аллен, доцент Африканского центра Стратегические исследования. То есть, другими словами, в условиях, когда три государства оказались под международным давлением, было бы логичнее объединиться.
Нестабильность в Сахеле поспособствовала недавней волне государственных переворотов в регионе, и военные, которые утверждали, что захватили власть, чтобы помочь решить проблемы безопасности своей страны, изо всех сил пытались это сделать.
Генерал Чиани частично обвинил в насилии иностранные державы, повторив утверждения, которые его правительство часто делало против Франции, которая участвовала в борьбе с экстремистами в этих трех странах, прежде чем была вытеснена после серии военных переворотов. Также военные выразили против регионального блока ЭКОВАС в Западной Африке, который ввел жесткие санкции в отношении Нигера в качестве меры по предотвращению возникновения государственных переворотов в Сахеле, а также заявил о возможной интервенции в регион.
Новое партнерство также дает военным правительствам Мали, Буркина-Фасо и Нигера возможность заявить собственному населению, что переворот привёл не к международной изоляции, а к созданию нового военного союза. Определённо этот политический шаг — разумное решение, которое может поднять рейтинг «политиков в военной форме».
Некоторые аналитики также полагают, что, объединив свои ресурсы, эти страны смогут уменьшить их зависимость от зарубежных стран и решить проблемы без внешней поддержки. Этот факт также характеризует альянс с позитивной стороны. Однако с определённой долей вероятности можно рассчитывать на то, что западные страны попытаются рассорить новоиспечённых союзников.
«Заслуга этого нового альянса, несмотря на его ограниченные средства и возможности, заключается в том, что его инициировали заинтересованные члены», —сказал Бедр Исса, независимый аналитик, исследующий конфликт в Сахеле.
«Его долгосрочный успех зависит как от ресурсов, которые страны-члены смогут мобилизовать, так и от поддержки, которую могут оказать африканцы и более широкое международное сообщество», — добавил он.
Перспективы развития союза туманны. Уже прошло около 4 месяцев с момента его создания, но новостей об успехах альянса, равно как и о неудачах нет. О чем это может говорить? Прежде всего о том, что военный союз, вероятнее всего, был всё же необходимостью, которая была вызвана требованиями повысить рейтинг военных хунт. Также становится понятным, что военные хунты в условиях санкций и нерешённой проблемы бедности не справляются с поставленными ими самими задачами: борьба с вооружёнными формированиями.
Перспективы сотрудничества пока остаются, что можно доказать существованием этого альянса, однако, чем больше времени прошло, тем больше проблем встают перед участниками (AES). Например, вопрос лидерства в регионе может рассорить новоиспеченных союзников. Не меньшей угрозой не только для альянса, но и для самих хунт по отдельности является угроза нового переворота. Сместили они – сместят и их. К тому же отсутствие успехов и время играют не на стороне полковников и генералов, занявших власть в трех беднейших регионах Африки. Возможно, скоро мы увидим, чем закончится история этого выгодного, но малоуспешного предприятия.