Австралия и Лаос развивают двусторонние отношения. Лидеры стран Юго-Восточной Азии встретились в Австралии на саммите АСЕАН в Мельбурне, где гуманитарный кризис в Мьянме и конфликт в Южно-Китайском море стали центральными темами на повестке дня
Результаты саммита показали, что Канберра становится все более значимым центром силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, развивая свои отношения с континентальной Азией.
Соглашение с Лаосом
Лидеры Австралии и Лаоса в заключительный день саммита стран Юго-Восточной Азии подписали соглашение, которое углубляет двусторонние связи.
Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе и его лаосский коллега Сонексай Сифандоне, занимающий пост сопредседателя специального саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, который проводится в Мельбурне по случаю 50-летия с установления союзнических отношений с Австралией, подписали договор о сотрудничестве.
Соглашение поднимает двусторонние отношения до уровня всеобъемлющего партнерства, которое станет основой для разработки совместных проектов в области обороны, окружающей среды, климата, «зеленой» энергетики, сельского хозяйства и образования.
Лаос, беднейшая страна блока стран Юго-Восточной Азии, заняла пост страны-председателя АСЕАН и выступает за расширение связей с внешними игроками.
Что еще обсуждалось на полях саммита?
Премьер-министр Австралии на пресс-конференции рассказал, что ключевыми темами дискуссий станут вопросы торговли, инвестиций, изменения климата, «зеленой» энергетики. Позже это будет отражено в совместном коммюнике лидеров.
Растущая внешнеполитическая активность Китая в регионе, а также продолжающаяся гражданская война в Мьянме, еще одном участнике АСЕАН, также стали предметом обсуждения трехдневного саммита. Однако Мьянме было отказано в политическом представительстве на встрече из-за продолжающихся боевых действий на ее территории.
Премьер-министр Восточного Тимора Шанана Гужман также присутствовал на конференции после того, как АСЕАН заявила о согласии принять государство в организацию.
Роль Австралии в мире растет?
Канберра становится новым крупным центром силы в АТР, заключая соглашения с региональными державами. Первое время Австралия сама инициировала подобные договоры, но впоследствии многие государства Тихого океана и Азии стали сами идти на сближение.
Например, Индонезия и Австралия ведут переговоры о новом оборонном соглашении. Страны стремятся укрепить связи в области безопасности. Министр обороны Индонезии заявил о возможности подписания «очень важного» соглашения о сотрудничестве в течение двух или трех месяцев, а премьер-министр Австралии назвал этот пакт «самым всеобъемлющим и значимым соглашением о сотрудничестве в сфере обороны» в истории двух стран.
Это свидетельствует о расширении присутствия Канберры в Юго-Восточной Азии и ее сближении со странами АСЕАН. Новый договор с Лаосом лишь подтверждает эту точку зрения.
По мнению политолога Константина Калачева, так Австралия пытается противостоять возрастающей мощи КНР в регионе. Эксперт отметил, что Канберра уже имеет ряд соглашений об оборонном сотрудничестве с Филиппинами, с которыми Китай оспаривает территории в Южно-Китайском море.
Тем не менее нельзя утверждать, что организация стран Юго-Восточной Азии попадает под влияние Австралии или ее союзников по западному полушарию. В целом АСЕАН остается независимым игроком на международной арене и не заинтересован в выборе одной из сторон.
Это подтверждает тот факт, что, например, Лаос одновременно проводит политику по сближению с Китаем. Калачев рассказал, что раньше между Лаосом и Китаем были напряженные отношения, но теперь КНР «его активно экономически осваивает, строит инфраструктуру, развивает логистику».