Липецкий и тамбовский губернаторы: соседи с противоположными знаками в рейтингах
25 октября 2024 13:27:47
Общество
Фото iView
3353

В опубликованной на днях компанией «Минченко Консалтинг» новой версии рейтинга политической устойчивости «Госсовет 2.0» губернаторы двух соседних черноземных регионов — Липецкой и Тамбовской областей — оказались на разных концах списка среди представителей Центрального федерального округа (ЦФО)

Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов вошёл в топ-3 глав регионов ЦФО с максимальной политической устойчивостью, заняв третью позицию в округе и первое в макрорегионе Черноземье. По совокупности критериев Артамонов набрал 19 баллов, укрепив позиции по сравнению с предыдущим вариантом рейтинга (он — один из примерно половины списка губернаторов округа, у которых только нули в разделе «Штрафы».) Впереди чиновника из глав субъектов ЦФО оказались только губернатор Московской области Андрей Воробьёв и глава Москвы Сергей Собянин.

Руководитель Тамбовской области Максим Егоров занял последнее место в Черноземье и третье в ЦФО с конца. Егоров сумел набрать лишь 12 баллов (у тамбовчанина, что редкость, стоит оценка «минус 2» в разделе «Штрафы «Аресты/Уголовные дела»). На один балл больше «заработал» губернатор Орловской области Андрей Клычков, попавший на предпоследнее место среди «черноземных» чиновников.

Другие губернаторы Черноземья в рейтинге — между Егоровым и Артамоновым. Так, в частности глава считающегося «столичным» в Черноземье — Воронежского региона — Александр Гусев показал средние результаты в соревновании со своими коллегами по Черноземью и Центральному федеральному округу, набрав лишь 14 баллов, тогда как три черноземных губернатора опередили его на 5 пунктов. Рейтинг устойчивости глав регионов РФ составляется по 9 критериям. Первый – так называемая «поддержка внутри политбюро», то есть уровень интенсивности, с которой глава субъекта поддерживает контакт с представителями федеральной политической элиты.

В Липецкой области местные наблюдатели в СМИ считают, что сильнее всего на рост политустойчивости губернатора повлияли как раз «высокая плотность контактов на федеральном уровне, качество политического менеджмента, наличие больших проектов, уже реализованных или намеченных к реализации в регионе, а также позиционирование в публичном пространстве. При этом потенциал конфликтов регионального или федерального уровня в Липецкой области эксперты оценили как нулевой». На рост котировок Игоря Артамонова повлияло и успешное окончание избирательной кампании в сентябре 2024 года. На выборах губернатора Липецкой области он набрал на 13,88% голосов избирателей больше, чем в 2019 году, когда шёл на первый срок. При этом явка в регионе на этот раз оказалась выше на 10,2%. Он одержал победу, набрав 81,16%. Политолог Владимир Слатинов отмечает, что кампания в Липецкой области классической не стала, поскольку «у действующего главы региона не было ресурсных противников».

В начале 2023 года эксперты, мнения которых приводила «Московская газета», находили «пятна» в деятельности Артамонова. Так политолог Илья Гращенков отмечал, что губернатор Липецкой области успешно развивает регион и пользуется стабильной поддержкой федерального центра, но проблемы областного центра и экологическая повестка области бросают тень на его достижения. Речь о том, что строительство мусорного полигона в Липецком районе, вызвавшее протест со стороны жителей, продолжается и обрастает неоднозначными с юридической точки зрения деталями. Речь идет об объекте «Экотехнопарк Липецкого района», в строительстве которого оппоненты видят угрозу загрязнения природных вод региона. Как сообщала изданию замдиректора «Центра охраны дикой природы» Любовь Якубовская, рядом с участком строительства может располагаться крупный источник подземных вод.

Руководитель ресурса «Акценты» Антон Чаблин считает, что репутация успешного технократа держится за губернатором Липецкой области лишь по инерции.

«Губернатор Игорь Артамонов – не более чем крепкий середнячок, — говорил он «Московской газете». — По медийности он сильно проигрывает соседям по ЦФО (например, губернатору Гладкову из Белгородской области или Дюмину из Тульской), экономических успехов тоже немного (в отличие, например, от губернатора Шапши из Калужской области)». Эксперт в начале года не исключал, что в марте после президентских выборов Артамонов уйдет из региона в Минпромторг.

В исследовании «Госсовет 2.0» двум губернаторам предрекли высокий риск отставки в 2025 году. По мнению экспертов, наиболее высокий риск замены среди руководителей регионов, чьи полномочия истекают осенью 2025 года, — у губернатора Костромской области Сергея Ситникова и главы Республики Коми Владимира Уйбы.

Максим Егоров, аутсайдер рейтинга политической устойчивости в ЦФО, параллельно, как сообщали «Московские ведомости», оказался на подобной позиции и в рейтинге влиятельности глав субъектов федерации Агентства политических и экономических коммуникаций. В сентябре и августе 2024 года он там находится на 80-м месте, или 10-ом с конца по стране в целом и последнем месте в ЦФО. Любопытно, что Артамонов и в рейтинге влиятельности намного выше Егорова, занимая по итогам сентября 44-ую позицию, то есть его позиция почти вдвое лучше тамбовчанина. Причем против августа его позиция немного выросла.

У тамбовского губернатора среди проблемных вопросов также превалирует экологическая повестка — стало общим местом для наблюдателей говорить о «мусорном коллапсе». Обычно это связывают с организационной неразберихой в уборке отходов — действующие объекты закрылись на реконструкцию, а обещанный местным регоператором крупный мусорный комплекс не могут начать возводить, к тому же этот экотехнопарк может добавить экологических проблем региону — жители этого опасаются. «Московские ведомости» цитировали директора по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, который считает, что «пока вероятность досрочной замены главы Тамбовской области невелика, но его внутриэлитные оппоненты за год до выборов в Госдуму, скорее всего, попытаются максимально активизировать критику в адрес губернатора, что может стать дополнительным вызовом для команды Максима Егорова. То есть, не исключено, что период примерно с февраля-марта 2025 до осени 2026 года станет временем усиления рисков активизации публичных конфликтов в регионе».