Китай ищет способы смягчения эффекта от торговой войны с США
09 мая 2025 19:23:49
Политика
Фото iView/ Мария Исаева
347

Китайские власти, осознавая риски от торговой войны с США, пытаются найти внутренние ресурсы для поддержания экономического роста. Но негативных последствий избежать не удастся, если США и КНР не договорятся о нормализации торговли

На фоне торгового противостояния Китай начал испытывать некоторые проблемы с экспортом. Об этом свидетельствуют недавно опубликованные данные Главного таможенного управления КНР. Так, после прошлогоднего роста на 3,7% в январе-апреле 2025 года товарооборот между Китаем и США снизился на 3,1%, а экспорт китайских товаров в Соединённые Штаты упал на 2,5%. Аналогичная динамика наблюдается в торговле с другим крупным экономическим партнёром – Россией. За первые четыре месяца двусторонний товарооборот сократился на 7,5%, а экспорт китайских товаров в РФ – на 5,3%. Общее охлаждение внешнего спроса на китайскую продукцию, по словам экономиста Capital Economics Зичуна Хуана, является прямым следствием сверхвысоких пошлин, которые ввёл президент США Дональд Трамп против китайского экспорта, и ответных мер правительства КНР. 

Напомним, Трамп начал вводить пошлины в отношении Китая в начале марта и быстро довёл их уровень до запредельных 145%, что фактически исключает продажу китайских товаров на рынке США по конкурентоспособным ценам. На этом фоне контейнерные перевозки из КНР в Америку сократились на 60%. Часть экспортёров полностью прекратила отгрузки в этом направлении, опасаясь, что их продукция так и не будет распродана.

Китайские власти ограничили продажу в США редкоземельных металлов и ввели ответные тарифы, достигающие 125%. Очевидно, учитывая международный статус и серьёзные амбиции Пекина на мировой арене, он не мог поступить иначе и оставить действия Трампа без ответа. Однако контрмеры лишь обострили борьбу и усилили её негативное влияние на экономику КНР. Правда, экспорт в некоторые страны, такие как Мексика, Вьетнам и Малайзия, в последнее время существенно вырос. Аналитики S&P Global Market Intelligence связывают такой рост с тем, что часть китайских производителей пытаются обойти пошлины Трампа посредством реэкспорта через третьи страны. Насколько эффективной окажется эта стратегия, говорить рано, но обходные пути в любом случае не позволят сохранить взаимную торговлю на прежнем уровне при сохранении столь высоких взаимных пошлин. 

Торговая война с США усилила опасения по поводу дальнейшего охлаждения китайской экономики. В I квартале она ещё по инерции выросла на 5,4% в годовом выражении, однако МВФ уже пересмотрел свой прогноз на 2025 год и полагает, что ВВП Китая вырастет не более чем на 3,5-4%. Это значительно ниже цели в 5%, которую ставит руководство страны. Другим серьёзным риском стало вероятное усиление дефляции. Индекс цен производителей в Китае снижается уже более двух лет, а в феврале-марте и индекс потребительских цен, ранее долго находившийся на одном уровне, также перешёл к снижению. Китайские компании из сферы электронной коммерции при поддержке властей пытаются помочь экспортёрам перенаправить продукцию, невостребованную на американском рынке, в другие страны. Это приводит к «ценовой войне» уже между китайскими производителями, которые в том числе при помощи скидок пытаются привлечь новых покупателей. А снижение цен ведёт и к падению прибыли, за которым может последовать так называемая дефляционная спираль: падение доходов сотрудников, снижение внутреннего спроса и дальнейшее уменьшение доходов производителей.

Эта спираль пока не раскрутилась, но власти уже, судя по всему, осознают возникшие риски. Правительство обещает поддержку малому и среднему бизнесу, а также наиболее пострадавшим секторам экономики, таким как строительная отрасль и сфера высоких технологий. Народный банк Китая собирается смягчить денежно-кредитную политику, чтобы оживить деловую активность и дать банкам больше возможностей для кредитования бизнеса и населения. В частности, ожидается снижение ключевой ставки, процентов по ипотеке и автокредитам, а также смягчение требований по резервированию средств на счетах банков. Тем не менее специалисты опасаются, что меры по стимулированию экономики могут носить половинчатый характер и приведут к ограниченному эффекту.

Впрочем, о рецессии в КНР речь пока в любом случае не идёт, хотя даже снижение темпов роста для такой специфической экспортоориентированной экономики может оказаться достаточно болезненным. О том, что ВВП Китая вряд ли начнёт снижаться, хотя темпы роста скорее всего замедлятся, заявил и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Он напомнил, что на американский рынок приходилась лишь пятая часть китайского экспорта. Это существенная доля, но сохраняются возможности как поставок через третьи страны, так и переориентирования на другие рынки. По оценкам Митраховича, общий китайский экспорт может сократиться лишь на 10%, даже если между Пекином и Вашингтоном в ближайшее время не будет достигнуто торговое соглашение.

Доктор экономических наук Дмитрий Изотов подтверждает, что вряд ли можно говорить о каком-то грядущем крахе китайской экономики, однако торговые барьеры со стороны США действительно могут сдержать рост ВВП, привести к падению спроса и оттоку иностранных инвестиций. По мнению эксперта, затягивание американо-китайской торговой войны чревато негативными последствиями для всей мировой экономики. Противостояние двух крупнейших экономик грозит глобальным ростом цен и снижением реальных доходов населения, а в худшем случае – частичной деглобализацией и фрагментацией мировой экономики на относительно изолированные локальные рынки. Но такой исход невыгоден никому, включая новую американскую администрацию, поэтому нельзя исключать сравнительно скорого заключения некой сделки между Вашингтоном и Пекином на компромиссных условиях.

В ближайшие дни в Женеве действительно должна пройти встреча министра финансов США Скотта Бессента и вице-премьера Госсовета КНР Хэ Лифэна. Эти переговоры станут первыми с начала торговой войны. Стороны пока подчёркивают, что не намерены отступать от своих принципиальных позиций. США добиваются изменения торгового баланса между странами, который уже много лет является отрицательным для Соединённых Штатов. Пекин, в свою очередь, акцентирует внимание на необходимости соблюдать принципы свободы торговли, в том числе нормы ВТО. Профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский предполагает, что компромисс вполне вероятен, и для некоторых уступок даже не обязательно организовывать встречу на высшем уровне, к которой стороны пока не готовы. Достаточно будет продуктивной работы на министерском уровне. По мнению Портанского, в первую очередь деэскалация может затронуть электронику и сельхозпродукцию, но нельзя исключать снижения тарифов и на все категории товаров. Эксперт заметил, что Пекин изначально не был настроен на конфронтацию и вводил пошлины исключительно в ответ на решения Трампа, причём пошлины эти остаются ниже американских. Поэтому многое зависит именно от того, насколько в Белом доме осознали бесперспективность дальнейшей войны пошлин. А от того, насколько успешными окажутся предстоящие переговоры, и будут зависеть долгосрочные последствия противостояния для обеих его сторон.