Председатель Совфеда об отсутствии газа в Забайкалье: «Стыдно даже говорить об этом!»
27 января 2020 21:30:27
Экономика
Фото tass.com
626

Тема отсутствия газа в Забайкальском крае в очередной раз вышла на первый план. Сенаторы от Бурятии и Забайкальского края потребовали от руководителя Минвостокразвития Александра Козлова рассматривать вопрос газификации как политический. А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что наличие газа в регионе — это не только вопрос конкурентоспособности бизнеса в регионе, но и путь решения социальных и экологических проблем края.

Как рассказывают жители края, самый солнечный регион России этой зимой стал практически непригоден для жизни. Город покрыт плотным смогом с минимальной видимостью, в воздухе стоит запах угля. Хотя содержание вредных веществ повышается в 2-3 раза по сравнению с нормой почти каждый год, нынешняя зима выдалась маловетреной, и выхлопы автомобилей и дым из труб ТЭЦ и котельных просто висит в воздухе. Для улучшения ситуации со смогом в Чите пока сделать ничего нельзя: идет отопительный сезон и Чита продолжит оставаться в десятке городов России с самым грязным воздухом.

«Смог из-за того, что город находится в пойме реки, вокруг сопки — это как в яме. Нет ветров с правильным направлением, значит, яма не проветривается, смог скапливается. Появляется он, конечно, и из-за «дыма» от ТЭЦ, который несёт на город, и от стремительно разрастающегося частного сектора, который топится углём и дровами, и, конечно же, из-за большого количества мини-котельных и кочегарок, которые понастроил для обеспечения своих нужд частный бизнес, из-за дорогой цены на присоединение к теплотрассе и просто заоблачных тарифов монополиста», — рассказывает  Алексей Фёдоров, член Российской ассоциации политических консультантов, сам выходец из Забайкалья.

Депутат Забайкальского заксобрания от КПРФ Роман Берг написал обращение к президенту и правительству с просьбой завершить газификацию хотя бы краевого центра — Читы.

«В настоящее время правительством России решается вопрос поставки газа в Китай через Монголию. Однако газопровод планируется провести, минуя Забайкальский край. Почему бы не пустить его через наш край, Иркутскую область и Республику Бурятия?» — говорится обращении политика.

В документе депутат отмечает, что именно из-за отсутствия в регионе газа Забайкалье не может выполнить нацпроект «Экология» и снизить уровень загрязнения воздуха на 22%. Улучшить экологическую ситуацию могли бы и более доступные тарифы на электроэнергию: многие владельцы частных домов хотели бы поставить электрокотлы для отопления, но для них это слишком дорого.

Включились в ситуацию и эксперты ОНФ. Еще в ноябре 2018 года на имя губернатора Забайкальского края было подготовлено и направлено обращение от активистов ОНФ с конкретными предложениями по реализации федерального проекта «Чистый воздух». Пока же читинцы создали петицию за спасение города от густого дыма, уже сейчас под ней подписались больше девяти тысяч человек.

История газификации Забайкальского края берет свое начало еще в 2000-х годах. Тогдашнее правительство во главе с Равилем Гениатулиным после долгосрочных переговоров с ОАО «Газпром» подписали договор о газификации Забайкальского региона.

Но ни один из его пунктов не был выполнен по довольно банальной причине: «Газпром» отказался взять все расходы по проекту на себя, а для региона финансирование газификации оказалось не по карману. В 2013 году к проекту вернулся тогдашний врио губернатора края Константин Ильковский. В ходе своей предвыборной кампании он настаивал на необходимости обеспечить газом Забайкалье и даже озвучил это требование в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным. Но это обращение было опять же переадресовано к руководству «Газпрома». Несмотря на то, что именно в это время шла активная фаза строительства газопровода «Сила Сибири», Ильковскому за период своей работы так и не удалось на федеральном уровне пролоббировать газификацию.

Еще раз тема была поднята в 2016 году на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Дочерние структуры «Газпрома» предложили два варианта прохождения трассы магистрального газопровода: первый — по маршруту Сковородино — Чита — Улан-Удэ от «Силы Сибири», второй  — Ангарск — Улан-Удэ — Чита от Южного центра газодобычи Иркутской области. Власти края прогнозировали потребление 3,3 млрд куб. м в год (потенциально до 6 млрд куб. м в год), а стоимость строительства газопровода до Читы определялась в 40 млрд рублей.

В 2018 году пресс-служба краевого правительства сообщила о том, что в регионе утверждена программа газификации Забайкальского края, рассчитанная на 2018–2022 годы. При этом объем газификации жилого фонда Забайкальского края будет доведен до 50%. Но по оценкам специалистов, только разработка проекта может затянуться до 7 лет. Плюс актуальным остается вопрос, в каких долях будет финансироваться этот очень дорогостоящий проект самим «Газпромом», краевыми правительствами и сторонними инвесторами.

«Начнём с того, что в Забайкалье, имею ввиду обширную территорию Забайкальского края и Республики Бурятии, своего газа по факту нет, зато есть уголь, который подходит для производственного и энергетического комплекса, и конечно же, для нужд протопки. Исторически всё развивалось вокруг угля. «Газовой трубы» рядом с регионами не было, а когда она появилась, то прошла очень далеко, и это закономерно: если посмотреть на карту магистральных газопроводов — регион находится в неудобном месте. Но это если смотреть с точки зрения продажи газа за границу, а ведь кроме обязательств перед партнёрами у государства есть и социальные обязательства перед населением, и про это не нужно забывать. Опять же нужно понимать, что разветвлённая газификация этих двух регионов по «трубе», как в западной части, невозможна из-за протяжённости и расстояний между населёнными пунктами, именно поэтому и рассматривают разные варианты, из-за чего, наверное, всё постоянно затягивается и «убирается в стол». Многие склоняются к тому, что нужен газопровод Чита — Улан-Уде с несколькими промежуточными точками, ведь крупные ТЭЦ находятся именно в этих городах», — рассказывает Федоров.

На днях в Совете Федерации сенаторы от Бурятии и Забайкальского края решили опять попытаться актуализировать тему газификации. Кроме экономических и социальных проблем, которые может решить приход газа, можно будет решить и проблему смога, который нависает над территорией с началом отопительного сезона.

Как заявил, выступая на заседании, сенатор от Забайкалья Баир Жамсуев: «Мой коллега Иван Абрамов и я остро подняли вопрос о необходимости газификации наших регионов. Особо подчеркнув, что это другой уровень жизни и экономики, и не надо рассматривать эту задачу только с позиций бизнеса «Газпрома». Сенатор отметил, что странным кажется тот факт, что Россия поставляет газ в соседние страны, забывая при этом про собственные регионы. «Очень рад, что Валентина Ивановна Матвиенко поддержала нас, сказав, что газификация — это ключевая задача развития экономики наших регионов. Поручила включить этот пункт в постановление Совета Федерации, и в рамках контроля предложила Совету Федерации и министерству отдельно позаниматься этой проблемой. Стыдно, когда построили такой мощный газопровод «Сила Сибири», а у собственных регионов такой низкий уровень газификации. Вывод: газификация края приобрела политический характер. Идём дальше».

По словам сенатора от Бурятии Вячеслава Наговицына, «на заседании Совфеда мы вновь подняли вопрос о необходимости газификации Бурятии и Забайкальского края, дальневосточных регионов перед министром Миндальвостокразвития Александром Козловым. Затем с сенаторами договорились, что еще раз, как чрезвычайно актуальную для нашего региона тему, на планерном заседании ее поднимет представитель Забайкальского края в Совфеде Баир Жамсуев».

По словам Матвиенко, «если Дальний Восток приоритет, то он для всех должен быть приоритетом, в том числе для «Газпрома». Давайте смотреть на возможности газификации через поставки сжиженного газа. Но это надо быстро решать, надо повысить конкурентоспособность бизнеса на Дальнем Востоке. И это задача ключевая для развития экономики».

Отвечая на вопрос издания, почему именно сейчас опять возник этот вопрос на повестке дня, Алексей Федоров говорит: «Вопрос возник давно, но сейчас он резко обострился из-за смога в краевой столице — Чите, который «открыл глаза» горожанам, и люди начали понимать, что нужно действовать. В социальных сетях начались флешмобы, которые активно поддержали региональные СМИ, набрала оборот петиция. Медиа закипели из местной повестки (тема со смогом — прим. ред.), и как следствие, в связи с отсутствием газа в регионах перекочевала на федеральный уровень. Сигнал до властей разного уровня дошёл, нужно было реагировать. Реакция пошла, теперь вопрос всё больше становится политическим. Люди ждут, когда Федерация скажет: «Забайкалье наше»! Именно такая ассоциация возникает у многих жителей региона, когда они видят свои платёжки за тепло и электричество, да ещё и с учётом реальных зарплат».

Сами жители Забайкалья и эксперты слабо верят в то, что проект газификации будет реализован. Известный в Забайкалье общественник Дмитрий Плюхин говорит: «Мы, жители Забайкалья, экономически не выгодны «Газпрому», а значит и государству, власти. Уверен, не будет никто о нас заботиться. Им нужны сверхприбыли от экспорта газа в другие государства, а не какой-то там миллион жителей Забайкалья. Власть — это скорее бизнес, нежели забота о гражданах страны. Задыхайтесь там в своей Чите, а мы будем искать хорошие коммерческие направления перекачки природных ресурсов, которые как бы принадлежат народу».

По словам политического деятеля Андрея Туманова, «чуть больше триллиона стоил проект «Сила Сибири». Газ для китайских товарищей! Как заявляют экономисты-оптимисты: он не окупится никогда. Приводить слова пессимистов не буду… Ну, разве что китайское небо станет чище без повсеместного сжигания там угля!

Теперь поглядим, сколько стоит по России газификация частных домовладений и садовых домов. Самая дорогая Московская область — около 500 тыс. руб. (здесь и далее очень средние цифры). В других российских регионах — 250–350 тыс. Пусть будет среднее по России-матушке — 400 тыс. Хотя надо понимать, что большая часть этой суммы уходит монополистам на футбольные команды и коррупционерам на яхты. Если их хотя бы частично отсечь, комплексная газификация целых населенных пунктов будет стоить не больше сотни! Теперь делим наш пугающий триллион на вполне представляемые сто тысяч, то есть убираем 5 нулей от него — получаем 10 миллионов. Представляете, столько российских граждан наконец-то получили бы вожделенный газ и стали бы счастливыми и постоянными покупателями российского же газа, которые никогда не соблазнятся американским СПГ и не включат европейский реверс!

Власти с гордостью заявляют, что сейчас Россия газифицирована на 68%! Кто бывал в России, тот посмеется над этими цифрами. Выводились они, скорее всего, так: если магистральная труба пришла в район, всех его жителей и считаем с газом! Только вот чтобы подцепиться к трубе, среднестатистическому пенсионеру надо копить деньги лет десять!

В общем, как ни считаю, все у меня не сходится! Может, таблицу умножения надо поправить? Сделать ее более патриотичной? А цифру в триллион вообще запретить как экстремистскую…»

Подводя итог, Алексей Федоров отмечает: «Нужна политическая воля и решение на самом верху. Ситуацию уже можно сравнить с протяжкой ЛЭП по дну пролива и мостом в Крым. Кризис назрел, в регионе высокие тарифы и, как следствие, высокие цены на всё, а теперь ещё и дышать стало сложно. Людей это не устраивает, они требуют #газвзабайкалье. Раньше забайкальцы по привычке терпели, но терпение ведь не безгранично».