Экономист объяснил подорожание продуктов на фоне растущего рубля
03 апреля 2022 19:21:55
Экономика
Фото iView
2156

Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов выступил с предложением преобразовать Федеральную антимонопольную службу в службу по борьбе со спекуляцией и защите прав потребителей

«Я предупреждал, что из «распиаренной» затеи с самоограничением наценок ритейлерами ничего не выйдет. Не удивлен, что торговые сети показали себя настоящими хозяевами своего слова – сами дали обещание, сами взяли его обратно», — написал политик в своем Telegram-канале.

Он также добавил, что в нынешнем виде ФАС не «заточена» на контроль за ценами, поскольку данная структура изначально формировалась для того, чтобы не допускать монополизма. 

«Сегодня, когда требуется оперативно и жёстко пресекать очевидные факты спекуляции, ФАС демонстрирует очевидную беспомощность», — подчеркнул Сергей Миронов.

Напомнил депутат и о том, что в прошлом году он уже инициировал создание Роскомцены — единого центра принятия решений в сфере регулирования цен.

Текущая ситуация с ценами, по мнению Миронова, требует принятия радикальных мер. 

«Предлагаю преобразовать ФАС в своего рода «новый ОБХСС» – орган, способный решительно бороться с нечистоплотными дельцами. Необходимо наделить эту структуру широкими полномочиями, для чего придётся изменить законодательство, вплоть до криминализации отдельных правонарушений, связанных с необоснованным повышением цен и созданием искусственного дефицита», — добавил лидер СРЗП

Предложение Миронов высказал после того, как сразу несколько крупных торговых сетей уведомили ФАС о решении отменить ограничения наценок на социально значимые товары. Ритейлеры объяснили это желанием расширить предложение и устранить локальные дефициты.

Напомним, 1 марта торговые сети «Ашан», «Магнит» и «О’Кей» решили ограничить наценки на ряд социально значимых продуктов. В числе последних хлебобулочные изделия, сахаре, борщевом наборе овощей и молочной продукции российского производства. Продукция с ограниченной наценкой (до 5 процентов должна была иметь специальную маркировку, например «социальный товар».

Сначала в подорожании продуктов обвиняли рухнувший рубль —14 марта купить доллар можно было за 120 рублей. Сегодня единица американской валюты стоит 83 рубля, а цены в российских магазинах продолжают расти.

Так, например, в период с 19 по 25 марта шоколадные конфеты подорожали еще на 3,5 процента, мясо кур на 1,6 процента, вермишель на 1,9 процентов, белокочанная капуста на 15,9 процентов, репчатый лук на 11-22 процента. Цены на сахар в ряде субъектов РФ выросли на 5-17,9 процентов. Подорожала и соль — в ряде субъектов более, чем на 20 процентов.

Юрист Владимир Перфилкин в беседе с изданием iView прокомментировал полномочия ФАС в сложившейся ситуации. 

«Действительно, задача антимонопольной службы это как раз не допустить появления монополий, но к нынешней ситуации это мало относится. Закрепить цены на определенном уровне ФАС не может, она дает рекомендации, затем ритейлеры следуют им, но исключительно на добровольной основе. Другой вопрос — есть такое понятие как картельный сговор, это когда участники рынка договариваются о цене товаров или величине предложения на рынке. Аналогичное явление мы уже наблюдали, когда у нас медицинские маски стоили по 100 рублей за штучку. Картели, разумеется, вне закона. Некоторые из них со временем сами «рассасываются», для других требуется вмешательство ФАС. Саму идею создания дополнительного органа, контролирующего цены, я считаю хорошей, но и она должна быть очень тщательно проработана, ведь до ритейлера цену ставит производитель, до производителя фермер. Важно, чтобы правила действовали на всех этапах, ведь цель такой реформы не выжить ритейлеров с рынка, а сделать продукцию доступной для покупателя», — отметил юрист.

Экономист Владимир Штыков, в свою очередь, отметил, что сам по себе курс валют значимого влияния на стоимость товара для потребителя не оказывает. 

«Сейчас мы наблюдаем результат ажиотажного спроса, вызванного ожиданием дефицита, то есть не фактической реальной нехватки товаров, а именно ожидания в головах людей. При этом мы наблюдаем и рост инфляции, совершенно реальный», — отметил собеседник издания.

Он также добавил, что на рост цен в большей степени влияет так называемый фактор экономической неопределенности. «Простыми словами, и производители, и ритейлеры сейчас находится в большом стрессе, они не знают, как долго продлятся санкции, сможет ли отечественная продукция заменить выпавший импорт, поэтому на всякий случай поднимают цены и создают для себя финансовую поддержку. Сам же курс валют — это результат работы Центробанка. Я думаю, ожидать резкого снижения цен в ближайшие несколько лет не стоит, инфляция сократится по мере того, как будут развиваться российские производства и создаваться новые логистические цепочки. Многое зависит и от европейских компаний, которые ввели санкции, отмена ограничительных мер (а в каком-то смысле мы все ее ожидаем) также будет способствовать снижению цен в магазинах», — подытожил экономист.