Сможет ли Иран дать России то, что отобрал Запад
02 июля 2022 13:30:50
Политика
Фото freepik
1918

В Госдуме зарегистрирован проект закона о ратификации РФ соглашения об образовании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном

Само соглашение было подписано еще в 2018 году. Оно касается особых условий торговли по более 500 наименованиям товаров из РФ и почти 400 наименованиям иранской продукции. В результате образования зоны свободной торговли РФ и Иран взаимно откажутся от разного рода ограничений и запретов на ввоз этих товаров.

По данным Федеральной таможенной службы, товарооборот с Ираном в 2021 году составил более 4 млрд долларов, в годовом выражении он вырос почти на 82%. Однако в общем внешнеторговом обороте России доля Ирана сравнительно не велика – 0,5%. При этом Россия гораздо больше экспортирует в Иран (более 3 млрд долларов), нежели покупает (менее 1 млрд долларов).

Речь идет прежде всего о злаках, которые Иран активно приобретает в России — в 2019 году данный показатель составил 40% всего российского экспорта. Почти 36% от общего объема экспорта РФ в Иран составляют также растительные и животные жиры (данные 2019 года). При этом примерно 70% иранского импорта в Россию в 2019 году – это тоже сельхозпродукция (овощи, фрукты корнеплоды, орехи).

Судя по заявлениям Москвы, такое положение вещей сохранилось и сейчас.

«Экспорт российских зерновых и масличных культур в Иран растет. Данная страна заняла прочное четвертое место среди мировых государств по объемам поставляемых в Россию фруктов и овощей», — сообщил замруководителя Россельхознадзора Антон Кармазин по итогам встречи с главой иранской организации по защите растений Жахпуром Алаи Могхадами. 

По словам Кармазина, сейчас в иранском рынке очень заинтересованы российские производители риса. В связи с этим Россельхознадзор попросил направить в свой адрес требования, регламентирующие поставки такой продукции.

Чем еще может быть полезен для РФ Иран — выясняло издание «iView».

«Здесь как в русской пословице «на безрыбье и рак рыба», то есть, когда нет возможности продолжать сотрудничество с большинством развитых стран Россия пытается наладить какую-то кооперацию со странами, которые находятся в таком же положении. Иран под санкциями с 1979 года. Понятно, что Иран является потребителем российского зерна, а Россия самый крупный игрок на этом рынке – порядка 20% мирового рынка занимает российская пшеница, и этот канал важен для нашей экономики. Но может ли Тегеран еще быть нам чем-то полезен? К сожалению, то, что для России критически важно, Иран точно поставить не сможет. А критически важным является для нас доступ к технологиям, к современному оборудованию и так далее», — высказал точку зрения кандидат экономических наук Константин Селянин.

Публицист и депутат Госдумы Анатолий Вассерман придерживается иной точки зрения. 

«Находясь под санкциями почти полвека, иранцы самостоятельно научились делать очень многое из того, что раньше закупали за рубежом. Например, они производят запасные части к самолетам западноевропейского и североамериканского производства. Думаю, что нам такие возможности тоже будут полезны. Поскольку коллективный Запад будет нас от себя изолировать не меньше по времени, чем Иран», — сказал парламентарий.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев в свою очередь отметил, что помимо сельхозпродукции Иран может закупать у России машины и оборудование, а также продукцию военно-промышленного комплекса.

В то же время экономист указал и на важность политического аспекта интеграции России с Ираном. Более того, он предложил смотреть на это не просто как на российско-иранское партнерство.

«Это не только наше сотрудничество с Ираном, а расширение интеграционной группировки в рамках Евразийского экономического союза, включение в него Ирана, а когда расширяется группировка и происходит взаимный обмен, появляется качественно иной уровень», — подчеркнул экономист.