Спорный пункт. Повлияет ли появление базы Черноморского флота в Абхазии на российско-грузинские отношения?
05 октября 2023 21:07:34
Политика
Фото iView
432

Руководитель частично признанной Абхазии Аслан Бжания сегодня рассказал, что Москва и Сухуми подписали соглашение о создании в республике пункта постоянного базирования российского военно-морского флота. По словам Бжании, проект направлен на укрепление обороноспособности обеих стран. РБК напоминает, что первые планы по строительству базы были озвучены ещё в 2009 году, спустя год после признания Россией независимости Абхазии. Тогда командующий Черноморским флотом предполагал, что на создание базы потребуется два-три года

Но в текущих военно-политических условиях появление пункта базирования флота в этом месте выглядит куда более реалистичным, чем десятилетие назад. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не прокомментировал военные вопросы, переадресовав их в Минобороны. Однако планы подтвердил глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев, который также выразил мнение, что появление нового пункта дислокации ВМФ положительно скажется на обороне России и Абхазии от возможных угроз.

Возможно, с точки зрения военной необходимости появление морской базы в Абхазии будет сочтено целесообразным, однако политические последствия этого решения выглядят неоднозначными. Напомним, официальный Тбилиси, как и абсолютное большинство стран мира, не признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии и считает их территориями, оккупированными Россией. Любые действия Москвы по закреплению своего влияния в этом регионе встречают возмущение грузинской стороны. МИД Грузии отреагировал на новость о создании базы выражением обеспокоенности и призвал Москву уважать свои международные обязательства. О том, что создание российской базы влечёт за собой повышенные риски для безопасности Грузии, заявил и первый вице-спикер парламента Грузии Георгий Вольский, член правящей фракции «Грузинская мечта». 

Между тем, именно правительство «Грузинской мечты» в последнее время предприняло ряд шагов для некоторой нормализации российско-грузинских отношений, полностью разорванных после войны 2008 года. Так, власти Грузии, хотя и соблюдают условия западных санкций против России, отказались вводить собственные антироссийские ограничения. Премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили объяснял, что введение таких санкций нанесло бы большой ущерб грузинской экономике и потому противоречит национальным интересам. В Тбилиси также не стали вводить визовый режим для граждан РФ и позитивно отреагировали на решение Москвы также отменить визы для грузин. Более того, грузинское руководство дало добро на возобновление прямого авиасообщения с Россией, прерванного в 2019 году. Полёты возобновились, несмотря на протесты оппозиции, предостережения Евросоюза и США, а также осуждение президента Грузии Саломе Зурабишвили, чья более прозападная позиция всё чаще расходится с мнением правительства «Грузинской мечты».

Многие наблюдатели, включая европейских официальных лиц, считают, что Россия мягко пытается увеличить своё влияние на политику Грузии. С таким мнением, в частности, выступала министр иностранных дел Германии Анналена Бербок. 

Принято считать, что Россия очень осторожно относится к идее включения в свой состав Южной Осетии, чтобы окончательно не закрывать перспективы для диалога с Грузией. В прошлом году власти самопровозглашённой республики объявляли о планах провести референдум по вхождению в состав РФ, однако в Москве эту идею поддерживать не стали. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечал, что Грузия заняла очень взвешенную позицию по отношению к России, и возникает вопрос о том, стоит ли отталкивать от себя такое нейтральное правительство, присоединяя Южную Осетию. Позднее похвалы в адрес грузинского руководства озвучил даже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, назвав мужественным решение Тбилиси не поддаваться на давление Запада и не вводить санкции против России. 

С другой стороны, переоценивать перспективы российско-грузинского сближения также не стоит. После отмены Россией виз для грузинских граждан появились весьма оптимистичные оценки будущего двусторонних отношений. Так, грузинский политолог Тамар Кикнадзе выражала уверенность в том, что в скором будущем следующим этапом потепления станет восстановление полноценных дипотношений, разорванных в 2008 году. По её мнению, это станет одним из элементов нового миропорядка и пойдёт на пользу Грузии.

Однако как официальные власти республики, так и большинство экспертов смотрят на эту проблему иначе. Спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с РФ Зураб Абашидзе констатировал, что восстановление дипотношений или взаимное открытие торговых представительств на повестке дня не стоит и не планируется. Политолог Сергей Марков также полагает, что дипломатические отношения между Грузией и РФ восстановлены не будут, так как этот шаг стал бы слишком серьёзной конфронтацией Тбилиси с Западом. Эксперт пояснил, что грузинские власти хотят получить экономическую выгоду. Прибыль будет от отмены визового режима, поскольку увеличится турпоток, и намного больше грузин смогут работать в России, а от восстановления дипотношений такой непосредственной выгоды нет, по мнению Маркова, в современном мире существуют модели продуктивного взаимодействия стран без дипломатических отношений.