КНДР пригрозила «беспрецедентным ответом» на будущие провокации: что кроется за словами Пхеньяна
07 января 2024 20:11:38
Политика
Фото Фото: KCNA / Reuters
428

Южная Корея и США провели военные учения вблизи границы КНДР. Пхеньян ответил на их действия артиллерийскими стрельбами в море и пригрозил беспрецедентным ответом в случае «провокаций со стороны врагов». Что могут означать подобные заявления Северной Кореи и чего опасаются ее противники изданию iView рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко

До 5 января включительно Южная Корея и США проводили военные учения со стрельбами. Маневры проходили около северокорейской границы. Целью учений стороны назвали повышение совместной боеготовности. На этой неделе Южная Корея также самостоятельно провела ряд учебных стрельб и других маневров.

Пхеньян отреагировал на действия Сеула: армия КНДР произвела 192 выстрела из 47 артиллерийских орудий. Удары пришлись по пяти зонам на море. В Южной Корее заявили, что стрельба велась в «демилитаризованной морской зоне», однако в КНДР опровергли эти утверждения и назвали их «надуманными». В Северной Корее отметили, что направление стрельбы по морю «не оказало даже косвенного влияния на острова Пэннёндо и Ёнпхёндо», пишет РИА «Новости» со ссылкой на зарубежные издания.

В КНДР также подтвердили, что стрельбы стали контрмерой в ответ на действия южнокорейских солдат, проводивших масштабные учения. Северокорейская сторона посоветовала Сеулу перестать «ныть» об ответственности за происходящее и прекратить самим «навлекать на себя гнев».

При этом отмечается, что северокорейские стрельбы не повлекли за собой жертв или ущерба среди населения и Вооруженных сил Южной Кореи. Сами снаряды упали к северу от Северной разграничительной линии в Желтом море (на территории КНДР). 

Пхеньян заверил, что намерен беспрецедентно ответить на возможные провокации в будущем. 

Главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал подобную реакцию КНДР стандартной, добавив, что за словами северокорейской стороны «стоит политическая воля». По словам эксперта, противники Пхеньяна знают, что в случае нападения по ним может быть нанесен ядерный удар. 

КНДР уже может обладать ядерной боеголовкой, способной разместиться на межконтинентальных баллистических ракетах, напомнил военный аналитик.

«Противники Северной Кореи знают, что есть определенная грань, переход через которую будет означать ядерную войну. Поэтому, пока это ощущение у них будет оставаться, ситуация будет балансировать», — считает главред «Национальной обороны».

Обострение разногласий между Пхеньяном и Сеулом ранее спровоцировал запуск на орбиту северокорейского спутника-разведчика. Южная Корея в ответ частично приостановила действие межкорейского соглашения о снижении напряженности в военной сфере от 19 сентября 2018 года. Пхеньян впоследствии назвалсоглашение «пустой бумагой», объявив о возобновлении всех некогда приостановленных военных мер. Межкорейское соглашение предполагало добровольный отказ от применения военной силы друг против друга и установление мирных зон в Желтом и Японском морях.

Ещё в октябре прошлого года местные СМИ писали, что южнокорейские военные готовятся к отражению возможного нападения со стороны КНДР с использованием приёмов, аналогичных атаке ХАМАС на Израиль. Однако руководитель петербургского Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков напоминал, что Южную Корею по-прежнему готовы защищать США и Япония, а в случае крупномасштабного конфликта могут подключиться и другие союзники Соединённых Штатов. Поэтому непонятно, что смогла бы выиграть для себя КНДР в случае такого нападения. 

По словам востоковеда, конфликт на корейском полуострове возможен в случае провокации третьей стороны, но в таком случае Северной Корее пришлось бы сразу поднимать эскалацию на самый высокий уровень, вплоть до угрозы применения ядерного оружия. Вряд ли Пхеньян решил бы по собственной инициативе ввязаться в подобную авантюру. 

Пока рост напряжённости не выходит за рамки учений на своей территории и грозных предупреждающих заявлений с обеих сторон. От артиллерийских стрельб северокорейской армии не было ни пострадавших, ни материального ущерба в Южной Корее. А позднее сестра северокорейского лидера Ким Чен Ына Ким Ё Чжон, также занимающая высокий пост в правящей партии КНДР, и вовсе опровергла сам факт артиллерийской стрельбы, заявив, что были произведены лишь подрывы стационарной взрывчатки, имитирующие выстрелы орудий. Таким образом, хотя определённый рост напряжённости на Корейском полуострове определённо наблюдается, он пока не выходит за рамки многочисленных обострений, происходивших в прежние годы. Вышеупомянутое межкорейское соглашение о снижении напряжённости в военной сфере не разорвано, а лишь приостановлено, что даёт надежду на возобновление его действия через некоторое время. 

Многие наблюдатели, включая представителей Объединённого комитета начальников штабов Южной Кореи, обратили внимание на то, что эскалация произошла в преддверии парламентских выборов, которые пройдут в Южной Корее в апреле текущего года. Нагнетание напряжённости может быть попыткой подогреть внутренние конфликты в Южной Корее и проверить на прочность её политическую систему. Эта цель для КНДР выглядит тем более важной, поскольку действующий президент Южной Кореи Юн Сок Ёль налаживает максимально тесные отношения с США и Японией и сделал многое для того, чтобы преодолеть накопившиеся исторические разногласия с Токио. Такое укрепление враждебного союза вряд ли может нравиться Пхеньяну, поэтому стремление усложнить жизнь действующему южнокорейскому руководству выглядело бы закономерно. Остаётся надеяться, что взаимные проверки на прочность не перерастут в горячий конфликт в результате какого-то непредвиденного события, поскольку полномасштабная война привела бы к неприемлемым последствиям для обеих сторон. Ни в Сеуле, ни в Пхеньяне не могут не осознавать эти риски, поэтому все прежние обострения со времён окончания Корейской войны в 1953 году неизменно заканчивались периодом разрядки. Высока вероятность того, что так будет и в этот раз.