Экономист Румянцева рассказала, чем чреват дефицит бюджета США для всего мира
08 января 2024 18:42:50
Экономика
Фото iView
399

Лидеры Конгресса США объявили о достигнутом соглашении по общим уровням расходов для финансирования федерального правительства до конца 2024 финансового года. Об этом написали американские СМИ и, в частности, Associated Press. Найденный консенсус на текущий финансовый год поможет избежать частичного закрытия правительства Соединенных Штатов, которое могло случиться уже в январе

Бюджет, принятый Конгрессом, предполагает суммарные траты размером в $1,59 трлн, из которых на оборону предполагается $886 млрд, на все остальные расходы — $704 млрд. 

Соглашение по бюджету правительства рассмотрено отдельно от переговоров, которые ведутся с целью обеспечения дополнительного финансирования Израиля и Украины. За скобки вынесено и финансирование такого пункта, как охрана границы США с Мексикой. Как напоминает Интерфакс, в октябре 2023 президент США запросил у Конгресса дополнительную помощь Украине ($61,4 млрд на год) и $14,3 млрд для Израиля. С точки зрения Байдена, понадобится $13,6 млрд на охрану границы США и Мексики и еще $7,4 млрд на другие приоритеты в сфере национальной безопасности. Итоговая сумма, запрошенная президентом у Конгресса, составляет $106,7 млрд.

Доктор экономических наук, профессор, автор «Новой экономической энциклопедии» Елена Румянцева в беседе с изданием iView рассказала о том, что означает принятое американским Конгрессом соглашение для всего мира. 

— Елена Евгеньевна, о принятии соглашения Конгрессом США сегодня написали многие мировые СМИ. В чем важность принятого конгрессменами решения? 

— В США остро обсуждается необычный для нашей страны механизм взаимодействия законодательной и исполнительной власти, ограничивающий негласное давление исполнительной власти на законодательную при принятии государственного бюджета под названием «шатдаун». Это временное приостановление деятельности органов исполнительной власти в связи с прекращением их финансирования, который в США применяется начиная с 1970-х гг. (восемь раз за 1982-2018 гг.).

— Что дает такой формат взаимодействия исполнительной и законодательной власти? 

— Это создает возможность более глубокой проработки и обсуждения параметров всегда спорных бюджетных расходов. Интрига стимулирования работы госаппарата США в настоящее время заключается в том, что президент США Джо Байден в ноябре 2023 г. подписал принятый Конгрессом закон о временном финансировании правительства (частичном шатдауне) на период до 19 января 2024 года. И это простимулировало достижение Конгрессом США соглашения о финансировании правительства и тем самым предотвратило «ненужный шатдаун». То есть механизм шатдауна сработал как мера, предупреждающая введение санкций в отношении государственных учреждений; мера, стимулирующая повышение эффективности их работы.

— Можем ли мы представить себе внедрение подобного механизма в России? 

— Механизм шатдауна – интересный и, на мой взгляд, возможный для осмысления и применения в каком-то виде опыт для повышения эффективности работы или реорганизации и упразднения ряда российских органов исполнительной власти. Для условий России механизм шатдауна мог бы работать вообще как оценка целесообразности существования ряда госучреждений при том, что их формирование во многом осуществлялось субъективно, методом проб и ошибок. По этой причине система российских органов исполнительной власти постоянно реорганизуется и не всегда при этом в сторону улучшения. 

Но конкретные цифры расходов, в первую очередь на военные цели при росте государственного долга США, удручают. На это изощренные в вопросах завуалирования реальных проблем СМИ не обращают внимания, способствуя продвижению целей, по сути, узких групп лиц. Зато это попадает в фокус внимания экспертов, и не только из США, но и из других стран мира. 

— С Вашей точки зрения, принятие этого соглашения Конгрессом – вопрос сугубо экономический или все же политический? 

— Внешнеполитический. Вашингтонские новости приходят к выводу о предотвращении остановки экономики США, хотя основным вопросом, вызвавшим дебаты, был не экономический, а внешнеполитический. По состоянию на 5 июня 2023 г. государственный долг Соединенных Штатов составил 31,8 трлн долл. США согласно данным Казначейства, опубликованным в октябре 2023 г., дефицит бюджета США в завершившемся 2023 финансовом году составил $1,7 трлн, что эквивалентно 6,3% ВВП. По сравнению с бюджетом 2022 г. дефицит вырос на $320 млрд и после дебатов осени 2023-января 2024 гг. продолжит расти, что во многом обуславливает неустойчивость и неопределенность экономического развития большинства стран мира и мировой экономики в целом при том значимом влиянии, которое оказывала после Второй мировой войны и продолжает оказывать экономика США. 

— Госдолг США – притча во языцех…

— После Второй мировой войны власти США повышали планку госдолга более 100 раз. Максимальный размер госдолга, начиная с 1993 года, продолжит расти в 2024 г. Управление Конгресса США по бюджету сообщало в мае 2022 года, что если долговая нагрузка ещё сильнее увеличится, то инвесторы могут потерять уверенность в способности США погасить долг.

— Чем чревата ситуация, в которой США не сможет погасить госдолг? 

— Это приведет к резкому увеличению процентных ставок и стремительному росту инфляции. Могу с сожалением прокомментировать, что в международном сообществе серьезной системной аналитики, касающейся противостоянию реализации государственной политики США за счет заимствований без их отдачи, не создано.

— Есть какое-то логическое объяснение, почему не отработана процедура противостояния?

— Вероятно, в связи с тем, что на выработку международного законодательства и политики существенно влияют США. Они пользуются этим положением многие годы. Понятно, что рост государственного долга – это продолжение роста инфляции во всем мире, а значит роста потребительских цен. Как следствие – падение уровня жизни большинства населения во многих странах мира.

С учетом мировых тенденций было бы актуально не только на уровне комментариев отдельных неравнодушных людей и СМИ поднимать эти вопросы, а перейти к принятию превентивных мер, ограничивающих негативные последствия роста государственного долга США на экономику и социальную сферу других стран. Необходимо принятие действенных мер защиты других стран, и в том числе России, на уровне национального и международного законодательства.