Почему британские консерваторы похожи на американских республиканцев?
01 марта 2024 19:59:52
Политика
Фото AP Photo / Daniel Leal
327

Чем ближе выборы в Великобритании, тем, кажется, ощутимее раскол внутри правящей партии. Почему британские консерваторы все больше похожи на Республиканскую партию США и получится ли выйти из кризиса?

Тори попали в тупик

Любая партия мечтает о долгом правлении, чтобы претворить свою политику в жизнь. Но, с другой стороны, может ли какое-либо политическое движение разработать долгосрочную стратегию и не сбиться с курса? 

Британские консерваторы, похоже, в этом не преуспели. Та повестка, с которой они пришли к власти, сегодня уже неактуальна, а проблем внутри страны меньше не стало.

Многие цели, поставленные тори в 2019 году, так и не были достигнуты. Члены партии не могли быть готовы к кризисам вроде пандемии, притока нелегальных мигрантов, изменению климата.

Всех тори объединяла одна общая мечта: выйти из состава Евросоюза. Сделав это, консерваторы оказались на распутье, не зная, куда двигаться дальше и какую политику претворить в жизнь, чтобы решить стоящие перед ними задачи. 

Так в партии начался раскол: внутри нее выделились представители радикального крыла, требующие жесткого курса по отношению к беженцам или в диалоге с ЕС. Другие же пытаются сохранить баланс, но и они сталкиваются с серьезными препятствиями на этом пути.

Мало кто верит, что премьер-министр Риши Сунак, пытающийся сохранить единство партии в условиях низких рейтингов и идеологического раскола, захочет или получит право остаться лидером консерваторов. В случае поражения от него отвернутся как радикалы, так и умеренные однопартийцы, так как политика примирения и балансирования лишь отдаляет его от своих подчинённых. Вопрос лидерства внутри Консервативной партии сегодня стоит как никогда остро.

Но какой кандидат соберет больше голосов: сторонник жесткой политики вроде Бориса Джонсона или член умеренного крыла?

Чьи кандидатуры могут быть предложены?

Умеренное крыло консерваторов выдвигает несколько потенциальных кандидатур на роль лидера партии. Одной из них была названа депутат Пенни Мордаунт, которая занимает пост лидера Палаты общин в правительстве Риши Сунака. Также в их число входят министр внутренних дел Джеймс Клеверли, министр обороны Грант Шаппс и министр безопасности Том Тугендхат. Однако у каждого из них есть свои недостатки, которые могут повлиять на их рейтинги.

Радикальное крыло консерваторов поддерживает иные кандидатуры в лице бывшего премьера Лиз Трасс, которая на прошлой неделе призвала сторонника выхода из ЕС Найджела Фараджа присоединиться к консерваторам и «помочь изменить нашу страну».

Еще одним претендентом на эту роль может стать министр по делам бизнеса и торговли Кеми Баденох, чьи взгляды, однако, на фоне бывшего министра внутренних дел Суэллы Бреверман, заявившей, что британский образ жизни находится под угрозой со стороны «исламистов», начали казаться более либеральными.

Тем не менее, в преддверии выборов ни один из возможных кандидатов не заявил, что собирается претендовать на роль лидера консерваторов, а многие из них, вероятнее всего, вообще потеряют места в парламенте по итогам голосования.

Опрос, проведенный YouGov в начале этого года, показал, что и Мордаунт, и Шаппс могут быть не переизбраны в связи с ростом популярности лейбористов в их избирательных округах.

Глобальный кризис консерватизма

Существующий кризис мог бы и не быть таким ощутимым, если бы не одно «но»: консервативные партии других стран раскалываются еще сильнее после поражения.

Особенно ярко эти противоречия сегодня проявляются внутри Республиканской партии США, где Трампу и сторонникам его радикальной предвыборной программы противостоят более умеренные однопартийцы, продолжающие поддерживать Никки Хейли.

Похожая ситуация сегодня происходит и в Канаде, где на голосовании на пост лидера Консервативной партии победил сторонник жесткого курса Пьер Пуальевр, которого некоторые называют «канадским Трампом».

Многие эксперты считают, что крен вправо является закономерной последовательностью, и что в скором времени более умеренные члены партии вновь обретут доминирующее положение.

«Когда вы проигрываете выборы, то, по крайней мере в краткосрочной перспективе, крен в сторону более радикальной политики неизбежен», — сказал бывший депутат от Консервативной партии Тим Йео.

Он также полагает, что после кризиса все стабилизируется, приводя в пример биографию центриста Дэвида Кэмерона, который восемь лет боролся с радикальными соперниками, но вскоре был избран на пост лидера партии и победил на выборах.