Как маркировка одежды влияет на рынок и цены
25 марта 2024 18:03:41
Общество
Фото iView
212

Минпромторг предложил с 1 марта 2025 года расширить перечень товаров лёгкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Проект изменений уже опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов

В частности, цифровая маркировка может стать обязательной для нижнего белья, купальников, перчаток и варежек, чулок и носков, галстуков, головных уборов и детской одежды. Тем самым будет практически завершено распространение обязательной маркировки на все категории одежды. Предыдущее расширение этого перечня было утверждено постановлением правительства в ноябре прошлого года и вступает в силу 1 апреля 2024 года. С этой даты производители и продавцы обязаны маркировать верхнюю и спортивную одежду, костюмы, блузки, свитеры, шарфы и др. и вносить данные о выпущенных в оборот товарах в систему «Честный знак».

Основной целью обязательной маркировки является защита потребителя от нелегальной и некачественной продукции. Благодаря цифровой маркировке можно легко удостовериться в том, что товар разрешён к продаже, и узнать все сведения о его производителе.

Руководитель товарной группы Центра развития перспективных технологий, оператора системы «Честный знак» Анна Петрушина утверждает, что благодаря системе маркировки объёмы оборота нелегальной продукции легпрома удалось снизить. К примеру, контрафактной обуви в России стало меньше на треть. Петрушина добавила, что система «Честный знак» уже технически готова к будущему расширению перечня маркируемых товаров. 

Между тем, существуют и альтернативные мнения о пользе маркировки. На примере обувного рынка руководитель направления по развитию сети обувных магазинов «Юничел» Екатерина Железнякова делала вывод о том, что новая мера создала больше проблем добросовестным производителям и ретейлерам, чем теневым участникам рынка. По её словам, оборот контрафакта продолжился, а вот честный бизнес столкнулся с дополнительным контролем госорганов и новыми сложностями, связанными с внедрением цифровых кодов для каждого товара. Кроме того, зачастую из-за технических сбоев в системе маркировки покупатели не могли вернуть ранее приобретённый товар. Председатель комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Виктория Ломовкина добавляла, что в борьбе с контрафактом стоит уповать не столько на маркировку, сколько на эффективную работу контролирующих органов, которая не всегда бывает таковой.

Производители и ретейлеры с самого начала внедрения системы маркировки высказывали опасения о том, что новые требования повлияют на стоимость конечного продукта. Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина отмечала, что бизнесу придётся закладывать дополнительные расходы на печать самих меток, автоматизацию маркировки и труд людей, которые будут задействованы в этом процессе. Свою лепту в подорожание вносят усложнение документооборота и риск того, что из-за ошибок в цифровых метках часть товара может быть не допущена на рынок. Цицулина призывала власти вводить маркировку для детской одежды в последнюю очередь, чтобы оттянуть негативное влияние нововведения на стоимость этой социально значимой категории товаров.

Как видно, так и произошло – детская одежда оказалась в последней волне расширения перечня товаров легпрома, подлежащих обязательной маркировке. Но даже сейчас, по крайней мере с точки зрения потребителя, момент для нововведения вряд ли можно назвать оптимальным. Многие покупатели и так стараются экономить при покупке одежды и вряд ли обрадуются появлению у производителей дополнительной статьи расходов. 

По данным компании Infoline, за 2023 год продажи в оффлайн-магазинах одежды снизились на 4-6%, а средний чек стал меньше примерно на 3%. Эксперты констатируют, что особенно сильно снижение продаж коснулось более дорогих сегментов одежды, а покупатели всё чаще присматриваются к вариантам подешевле. При этом, по словам гендиректора Infoline Ивана Федякова, производители и продавцы одежды вынуждены повышать цены, поскольку из-за скачков курсов валют выросли затраты как на ввоз импортной продукции, так и на закупку иностранной фурнитуры и оборудования, необходимого для работы отечественных предприятий.

Аналитик Даниил Кашин подтверждает, что необходимость закупать сырьё за рубежом толкает вверх цены на отечественную одежду. Также свою роль играют возросшие издержки брендов на рекламу и аренду тех площадей в ТЦ, которые освободились после ухода западных компаний. 

К декабрю прошлого года средняя стоимость одежды выросла на 80%, и нынешние российские аналоги в массовом сегменте оказываются в полтора раза дороже продукции иностранных конкурентов, которая была представлена на нашем рынке в досанкционный период. Правда, в текущем году таких ценовых скачков эксперты уже не прогнозируют, поскольку российский рынок завершает переформатирование, а также ожидается приход в страну новых иностранных производителей из Турции, Китая и Таиланда, благодаря которым ассортимент вырастет, а динамика цен станет более спокойной. 

Если борьба с контрафактом посредством цифровой маркировки действительно принесёт свои плоды и существенно сократит нелегальный оборот одежды и обуви, эту законодательную новацию можно будет счесть вполне оправданной даже в нынешних непростых рыночных условиях, поскольку вклад именно этой меры в формирование конечных розничных цен всё-таки невелик в сравнении с другими факторами.