Как эпоха военной диктатуры влияет на политическую жизнь Аргентины
27 марта 2024 13:20:53
Политика
Фото freepik
274

В годовщину военного переворота 1976 года аргентинцы вышли на митинг, чтобы почтить память тех, кто погиб во время репрессий, но есть и те, кто считает иначе. Как события, которые произошли в прошлом веке, до сих пор влияют на политическую жизнь Аргентины?

Никогда больше?

В Аргентине отметили годовщину военного переворота 1976 года, после которого в стране наступила эпоха диктатуры, жертвами которой стали тысячи человек. Но отношение общества к этому событию до сих пор остается неоднозначным. Если одни считают, что эта эпоха стала темной страницей истории страны, то другие — временем порядка. Сторонником второй идеи, похоже, является президент Аргентины Хавьер Милей, который недавно опубликовал в своих социальных сетях видео, где потребовал справедливости для тех, кто стал жертвой деятельности левых партизан.

Диктатура в Аргентине 1976 года началась после военного переворота, когда военные пришли к власти. Правительство правого толка, возглавляемое генералом Хорхе Рафаэлем Виделем, силовыми методами подавляло оппозицию. Политике нового правительства противостояли левые партизаны, устраивая протесты, саботаж и нападения на сторонников хунты. И именно о жертвах оппозиционеров напомнил президент Аргентины.

«Для полной памяти, чтобы была правда и справедливость», — написал Милей в социальных сетях, опубликовав видео, в котором рассказывается об убитой партизанами семье и о раскаявшемся в преступлении левом боевике.

«Ответственные за эти преступления не могут остаться безнаказанными», — заявила вице-президент Виктория Вильярруэль, добавив, что «жертвами диктатуры стали не 30 000 человек».

Прежде чем стать вице-президентом и главой сената, Вильярруэль была известна в Аргентине как сторонница военной диктатуры. Она посещала тюрьму, в которую после свержения был отправлен лидер военной хунты Хорхе Рафаэль Видела и пыталась оспорить количество жертв. По оценкам историков, всего погибло около 30 000 аргентинцев, однако вице-президент считает, что жертвами военных стало намного меньше людей. Ее дядя Эрнесто Гильермо Вильярруэль работал в тюрьме для политзаключенных во время диктатуры.

Все эти события раскрывают глубину конфликта, который разделяет аргентинское общество. Хотя официально деятельность хунты осуждена, а ее участников посадили в тюрьму, вопрос все равно остается острым. Эта проблема актуальна не только для Аргентины: похожая ситуация наблюдается в Чили и Бразилии, жители которых также пытаются переосмыслить прошлое.

Как менялось отношение к диктатуре в Аргентине

Левые правительства Нестора Киршнера и его жены Кристины Фернандес де Киршнер в начале 2000-х годов отменили помилование, предоставленное членам хунты, и превратили самую известную тайную тюрьму в стране, которая находилась в здании Военно-морской школы механиков, в Музей памяти.

«В мире существует консенсус о том, что произошло в Аргентине во время последней военной диктатуры», — написала Кристина Киршнер в воскресенье в социальных сетях, обращаясь «к тем, кто все еще отказывается размышлять».

Администрация Милея предложила совершенно иную точку зрения. В ходе предвыборной кампании новый президент Аргентины назвал эти события «эксцессом». Вильярруэль охарактеризовала эпоху диктатуры как «внутренний вооруженный конфликт» и предложила превратить Музей памяти в школу, «которой мог бы пользоваться весь аргентинский народ».

Оба не согласны с тем, что за время правление хунты погибло 30 000 человек, указав на то, что независимая комиссия смогла идентифицировать только 8 960 человек. Адвокаты признают, что цифра неточная из-за невозможности предоставить все доказательства в связи со сроком давности событий.

Внутриполитический кризис

Конфликт, связанный с различными оценками итогов военной диктатуры, проходит по линии противостояния левых и правых сил. Сегодня эта проблема особенно актуальна для Аргентины, где после десятилетий правления социалистических правительств к власти пришли сторонники жесткого ограничения участия государства в экономике.

За первые 100 дней правления Милея его правительство отменило целый ряд льгот, которые до этого были нормой для аргентинцев. В это же время инфляция внутри страны остается на очень высоком уровне, а количество бедных в стране продолжает расти.

И проблема исторической памяти теперь становится еще одной линией противостояния левых и правых партий. Болезненный вопрос становится все более ощутимым на фоне роста недовольства граждан.